ОНТИ. Инструкция по применению
Эпизод 6. Модель сетевого кружка
ОНТИ. Инструкция по применению
Эпизод 6. Модель сетевого кружка
Олимпиада НТИ - новая образовательная технология. Разговор о том, как создать сетевой кружок на базе профилей Олимпиады, позволяющий работать с актуальным содержанием, открывающий возможность заразить мечтой, формирующий определенный тип мышления - создающий другое качество образования.
Просекин Михаил Юрьевич
кандидат физико-математических наук, член рабочей группы по Кружковому движению НТИ, руководитель регионального отделения по Восточной Сибири, соруководитель оргкомитета Олимпиада НТИ, научный руководитель двух профилей Олимпиады НТИ - «Беспроводные технологии связи» и «Интеллектуальные энергетические системы»
Модель сетевого кружка
Один из важных вопросов, который возникает, когда говорят про качество, актуальность и современность, это скакой скоростью обновляется то, что мы измеряем и считаем правильным, важным и нужным. Качествообразования - это вопрос о том, с какой скоростью обновляется содержание образовательных программ, и с какой скоростью измеряется образовательный результат, который мы хотим получить. Можно считать, что это 5 или 20 лет – не важно. Важно то, что все сходятся на том, что для современного мира это многовато и тяжеловато, в том смысле, что это долго и сильно централизованно. К тому же оно дает очень маленькое разнообразие, потому что должно быть одинаковым для всех. Кроме того, нужно проводить переподготовку, что тоже достаточно сложно и нетривиально. Получается, что это один из довольно больших вопросов в системе образования - как сделать так, чтобы образование было быстрее и менее централизованно и инерционно?

В этом смысле у нас есть два хороших примера. Это Олимпиада КД НТИ и WorldSkills Юниоры. Если WorldSkills Юниоры про то, как удерживать самые актуальные на современном этапе навыки, без которыхсложно работать - навыки сварщика, фрезеровщика, флориста, переводчика и т.д., то совсем другой вопрос кОлимпиаде КД НТИ, потому что олимпиада в общем-то про мышление, разработку и мечту. Олимпиада КДНТИ о том, как мечтать о будущем, но мечтать обоснованно, понимая, что делаешь. В обоих случаях у нас есть инструменты, которые позволяют быстро обновлять содержание. За счет чего это происходит?Содержание профилей олимпиады всегда актуально и каждый год обновляется. За счет чего это происходит?
Предпосылки существования сетевых кружков
Все профили разрабатываются так или иначе во взаимодействии с технологическими или научными лидерами, и неважно, МТС это или Росатом, ведущие институты академии наук и университеты высокого уровня, или центры компетенции НТИ. В любом случае, это технологические лидеры, которые являются и практиками, и теми, кто задает новые стандарты, кто определяет развитие направления отраслей, кто формирует новые инструменты, правила и протоколы работы. А это значит, что профили олимпиады на фронтире и в постоянном развивитии. Потому что у этих технологических лидеров всегда можно взять экспертизу с переднего края, с линии внедрения или его замысливания, и ее в свою очередь превратить в задачу. Это первая большая и важная составляющая, без нее бы ничего и никогда не получилось. Особенность Олимпиады КД НТИ в том, что в ней такое взаимодействие налажено во всех профилях.

Вторая составляющая - это наличие довольно редких команд, в которых сочетается, с одной стороны, способность работать на переднем крае, а с другой болеть за образование. Команды, разрабатывающие профили олимпиады, - это небольшие команды, это ни в коем случае не технологические гиганты, не Росатом, не МТС. Это команды по 5-10 человек внутри технологических компаний или внутри ВУЗов, которые сами находятся на переднем крае технологий или исследований, являются стартапами или компаниями, из которых появляются стартапы, которые сами делают новые продукты, сами умеют работать ручками - программировать, настраивать микроэлектронику, проектировать и т.д. В этих командах по каким-то причинам оказались энтузиасты от образования, и одни отвечают за технологии, а другие - за образование. Команда разработчиков профиля в целом - это синтез преподавателей, ученых, инженеров, которые находятся на переднем крае. Таких команд не очень много, как и профилей олимпиады. Они, находясь на растяжке между технологиями и образованием, умеют превращать большой, сложный, объемный фронт исследования проблем в достаточно понятную, модельно упрощенную, но при этом, не потерявшую суть и содержание,задачу, а для ее решения - технологию, образовательную платформу, библиотеки для программистов, наборы данных для обучения нейросети, аппаратно-программные комплексы, образовательные системы и конструкторы, виртуальные тренажеры и симуляторы и т.д.. То есть в те пространства и те разработки, которые позволяют преломить передний край на языке образовательной задачи в какую-то лабораторию, систему, аппаратно-программный комплекс, стенд и т.д.. Это конкретное содержание конкретного профиля, финала, отборочного этапа, а сейчас еще и образовательных программ вокруг профилей.

Третья составляющая - это проектный офис олимпиады, который осуществляет общую координацию и организационную работу, которой отвечает за коммуникацию с партнерами, с площадками, с министерствамипросвещения и образования, с ВУЗами, со школами, с технологическими партнерами и лидерами, и задает то общее, что есть для разных профилей, удерживая при этом целостность, общий дух, единство профилей и организационную рамку. За счет этого получается не много разных инженерных или технологических соревнований, а одно большое соревнование с очень большим количеством граней.

И, наконец, есть четвертая составляющая - это площадки по подготовке к Олимпиаде КД НТИ, на которыхможет быть оборудование, а может и не быть, но всегда есть педагоги-энтузиасты или наставники, которые видят в этом ценность, готовят детей к соревнованиям, помогают им, поддерживают, сопровождают, создают условия.

Все эти четыре сущности вместе играют "win-win" взаимовыгодно (моя победа - твоя победа, твоя победа - моя победа), и оказываются в состоянии создать, по большому счету новую сущность - это сетевой кружок на базе профиля. Он не может быть без технологического фронтира, потому что задача тогда не будет актуальна. Он не может быть без разработчиков профиля, потому что тогда не возникнет сама задача, и не возникнет аппаратная реализация, научная лаборатория, стенды, конструкторы, симуляторы, тренажеры, на которых можно работать и, что очень важно, которые могут быть развернуты на таких площадках подготовки. Проектный офис Олимпиады КД НТИ всю эту систему закрепляет, удерживает и направляет, а площадкиподготовки внедряют и разворачивают. Таких площадок будет еще больше, потому что это важно для повышения доступности и для выхода на другой уровень.
Сетевой кружок как рычаг
По сути своей, сетевой кружок - это совокупность четырех вышеперечисленных составляющих, которые делают актуальное содержание, в состоянии заразить мечтой, формируют определенный тип мышления, выводят на другое качество образования.

Почему важно, чтобы площадками подготовки были ВУЗы, центры дополнительного образования, кванториумы и школы? Про ВУЗы - понятно, у них задача найти наиболее сильных абитуриентов. Для центров дополнительного образования - тоже понятно, это их базовая деятельность. Почему площадки подготовкиважны для школы? Почему мы можем заявить, что тиражирование таких площадок это одна из самых важных точек приложения сил? Есть три причины.

Сетевой кружок, который разворачивается в школе, делает актуальное содержание, вдохновляет и формируют определенный тип мышления, дает актуальность и все те плюсы, о которых мы говорили, для школьников в сравнении с онлайн-образованием, доступными намного большему количеству детей. Сетевой кружок в школе – это качественное образование в шаговой доступности. Это первая и очень важная причина. Вторая причина в том, что в школе появляется самое современное содержание и самые передовые педагогические технологии. Третья причина – это то, что как только появляется кружок, начинается подтягивание и другихдисциплин. Появился такой тип деятельности как сетевой кружок, появляется другое отношение к математике, программированию, физике, химии, биологии, географии - в зависимости от профиля. Появляются другие задачи у преподавателей. Это вытягивает и поднимает на новый уровень все остальное, и в школе не толькостановятся актуальными знания, применяются наиболее современные педагогические технологии, но она начинает вытягивать все свое содержание или, как минимум, отношение к нему.

И последнее, школа в данном случае становится из потребителя когнитивного ресурса, внимания, собранности, концентрированности ученика тем, кто этот ресурс дает ученикам. Потому что эта деятельность не отбирает ресурс, она его дает. Это невероятно важная вещь, мы о ней говорили в одном из прошлых эпизодов. Потому что когда школа дает, а не забирает ресурс, то школьник или родитель идут в школу ссовершенно другим настроением. И может быть, один из показателей изменения системы, повышение качества школьного образования (не единственный) - это скорость, с которой будут появляться сетевые кружки, с которой будет происходить включение в деятельность, уменьшаться географическое неравенство, т.к. это будет потенциально доступно всем, кто этого хочет, а не только жителям крупных городов, ведущих лицеев или университетов.
Резюме
Мы твердо убеждены, что сетевые кружки - это работающая образовательная технология, хотя во многом онаначиналась как событийная педагогика. Такая технология, обладая совершенно другими качествами, может превращаться в образовательные программы и быть организована в форме школьных технологическихкружков, сохраняя свою новизну, ценность, дополнительные свойства и качества, которые могут оказаться тем рычагом, что будет менять и основное содержание предметного образования в школах и центрах дополнительного образования.
Спасибо! До следующего разговора.
Анонсы новых видео и материалов курса в телеграмм-канале
Future Edtech – Будущее образовательных технологий
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ:
По вопросам сотрудничества по направлениям ИЭС и ТБС обращайтесь на почту daria.tsivileva@polyus-nt.com

По вопросам сотрудничества с Олимпиадой НТИ на почту org@nti-contest.ru