ОНТИ. Инструкция по применению
Эпизод 3. Ценность Олимпиады КД НТИ для школьников
ОНТИ. Инструкция по применению
Эпизод 3. Ценность Олимпиады КД НТИ для школьников
Этот разговор будет о том, в чём ценность Олимпиады КД НТИ для школьников. Что она приносит нового, что она даёт участникам как процесс и как результат. В чем образовательная составляющая олимпиады отличается от уроков в школе, от обучения онлайн, от репетиторства. Что олимпиада формирует в отличие от школы другого и ценного, что позволяет нам говорить о другом качестве результата. Что в олимпиаде важно для школьника, как с позиции настоящего, которое он хорошо осознает, так и с позиции будущего, которое он может сформировать в процессе взаимодействия с олимпиадой. В системности посмотрим на эту ситуацию.
Просекин Михаил Юрьевич
кандидат физико-математических наук, член рабочей группы по Кружковому движению НТИ, руководитель регионального отделения по Восточной Сибири, соруководитель оргкомитета Олимпиада НТИ, научный руководитель двух профилей Олимпиады НТИ - «Беспроводные технологии связи» и «Интеллектуальные энергетические системы»
Добровольность
Олимпиада КД НТИ - это соревнование, которое работает по тем же законам, что и другие соревнования: инженерные, спортивные, по шахматам, по робототехнике, по программированию, по математике и т.д.; имеет уровень выше, чем уровень школы: уровень города, региона, страны; участие в таком соревнованиях почти всегда дело добровольное. Добровольность участия в соревнованиях является невероятно важным фактом.

Добровольности в целом очень сильно не хватает в образовании - очень много всего зарегулировано и унифицировано. Например, все школьники должны знать математику не хуже, чем русский, чем английский, физику. Это "не хуже чем" - это не про добровольность, это про некий обязательный стандарт. В стандартах нет ничего плохого, но в настоящей, а не декларативной индивидуальной образовательной траектории, настоящей добровольности, настоящего реального выбора в современной школе по большому счету немного - это дефицит. Сам факт добровольного решения участвовать в чём-то - очень важный для школьника факт. Он не только дает опыт принятия решений, то есть опыт очень дефицитного для школьника действия, но и меняет отношение к этому действию. Если школьник сам добровольно принял решение в чем-то участвовать, то он несет в полной мере за это ответственность и осознает это. В таком случае все, что нужно для участия, становится его выбором, а не тем, к чему его тем или иным способом принуждают. Эта сдвижка в сторону добровольности - она принципиальна. Она важна с точки зрения того, что мы видим другой тип результата, другой тип отношения, связанный с тем, что школьник сам выбрал это, будет это делать, будет пробовать, будет работать с этим. Опыт принятия таких решений и осознанное отношение к деятельности имеет высокую ценность и значимость в образовании.
Способность к самостоятельному обучению
Еще одна важная ценность в инженерных соревнованиях - это способность к самостоятельному обучению. В инженерных соревнованиях всегда содержится некоторый разрыв между тем, что объяснили, и тем, как решать задачу, между тем, что знаешь на уровне базы, и тем, как команда решает совершенно не базовую задачу, которая достаточно достаточно сложная. Такой разрыв не преодолевается без самостоятельного обучения. Нет другого способа пройти эту дорогу, чем обладать той или иной способностью к самостоятельному обучению. Это невероятно важное качество в современном мире. Важно обладать способностью учиться самостоятельно, ставить самому себе цели обучения, уметь организовывать этот процесс. Добровольность участия в соревнованиях, зазор между базовыми знаниями и требованиями к решению задач финала соревнований, работа в команде - все это приводит к тому, что навык учиться самостоятельно формируется и растет. У школьника возникают знания, которые он приобрел самостоятельно, и они шире, чем те минимальные стандарты, которые требуются в школе. Ответственность за собственные действия формируется, когда мы говорим про добровольность и самостоятельность в обучении. Это второе важное качество. По традиции мы считаем, что задача ВУЗа - научить учится самостоятельно, но в последние годы это не совсем так. И тут встает принципиальный вопрос: а можем ли мы себе позволить становиться самостоятельными людьми, которые могут делать что-то самостоятельно, например, учиться, только к моменту окончания вуза - к 20-25 годам? Начиная примерно с 1945 года до 20 годов нашего века, несмотря на все сложности колониального и постколониального мира - большое количество локальных конфликтов, техногенных катастроф, - он в целом был очень благоприятен. В таком мире формируется комфортная среда для жизни, и при этом увеличивался возраст, с которого у человека начинается период самостоятельности. В таком мире человек взрослеет позже, у него более длинное детство. Во всем этом есть и минус. Речь не о том, что нужно вернуться к ситуации вековой давности, где к концепцией детства возникают большие вопросы. Речь о том, как совместить эту данность оставаться ребенком даже дольше, чем это есть сейчас, и в то же время иметь способность к самостоятельности. Похоже, что ситуация, в которой мы сейчас находимся, не дает возможности быть самостоятельным к 20-25 годам.
Олимпиада КД НТИ - пространство для формирования самостоятельности
В большой степени школьник должен к 10-12 годам быть самостоятельным, что значит: быть способным себя самоорганизовать; совершать действия; самому себя контролировать, например, в дистанционном обучении; принимать решения, например, участии в соревнованиях; выбирать товарищей по команде и партнеров по работе; и т.д.. Если школьник до 14 лет этого не умеет, очень много всего, что может сформировать его как человека и специалиста, будет ему недоступно. Олимпиада КД НТИ хороший этому пример. Потому что она учит сейчас этим качествам: формировать команду, самостоятельно действовать и принимать решения; дает стимул учиться самостоятельно. Поэтому есть серьезное подозрение, переходящее в уверенность, что в настоящее время способность учиться самостоятельно должна формировать школа, а не ВУЗ. ВУЗ в свою очередь должен формировать уникальные социальные связи, глубокое погружение в исследование, в индустрию или технологию, в природу, в сложные социальные процессы. Чтобы это произошло, человек должен выходить из школы со способностью к самостоятельному обучению, а это не формируется к выпускному экзамену, этим нужно заниматься сильно раньше. Изменилось само целеполагание вследствие того, что мир изменился, и это изменение отражается в требованиям к реальности, в которой мы живем, - социальной и экологической, техносферной. Эта реальность требует от нас совсем другого уровня самостоятельности и обучения к 12-14 годам. В этом смысле Олимпиада КД НТИ - это один из инструментов формирования самостоятельности, что является базовой ценностью для человека, которому 12 лет, базовой задачей школы, с которой она плохо справляется. Поэтому такое большое значение имеет возможность сформировать самостоятельность в рамках олимпиады. Важно осознать, что такая задача возникает с разных сторон: как требование мира, как задача школы, как возможность, которую дают соревнования. Но самое важное - это ценность для молодого человека 12-14 лет овладеть этим качеством - чем раньше овладел, тем больше ему доступно. Любые форматы, позволяющие овладеть этим быстро невероятно ценны. Очень немного есть механизмов, которые позволяют это сделать без сверхусилий, высокой квалификации преподавателей и огромного привлечения ресурсов. Включение в виде сетевых кружков в большие форматы инженерных соревнований позволяют это сделать, это массово и доступно. Это огромная сдвижка, она про конкурентность отдельного человека, города, региона и страны. Потому что это требование мира, требование технологического уклада, который прямо на наших глазах в 2020 году становится новой реальностью, где формируются новые практики, новые нормы, новые требования к способности человека действовать.
Актуальная деятельность
Следующий важный момент, вытекающий из первых двух про добровольность и самостоятельность: когда мы делаем выбор, то мы его делаем в сторону актуальной деятельности. Мы можем делать выбор вне актуальной деятельности, и это тоже выбор, но нам просто не хватит энергии, искреннего желания и терпения. И конечно, если это выбор добровольный, его приятнее делать в сторону актуальной задачи.

Как сейчас можно включиться в актуальность? Конечно, через саму деятельность - это та или иная актуальная деятельность, актуальные задачи, включение в актуальные модели. И это третий важный аспект тех ценностей, которые существуют для школьника, которые может дать Олимпиада КД НТИ в виде образовательных программ, сетевых кружков, площадок подготовки на базе школ и центров дополнительного образования и так далее.

Когда мы говорим про энергетику или киберэнергетику, то вряд ли мы считаем, что каждый школьник в качестве лабораторной работы должен построить гидроэлектростанцию в натуральную величину. Речь о том, что сама возможность зайти в такой способ деятельности, в актуальное состояние задачи, присоединиться к деятельности, которая позволяет работать с реальностью - увидеть, почувствовать, прикоснуться, поработать с новыми технологиями, и с передним краем этой задачи. Это и есть включение в актуальную деятельность. Следом за инженерными соревнованиями могут приходить и другие форматы: проекты, профессиональные стажировки, ранние профессиональные практики, которые очень важны и нужны. В образовании остается дефицит, который выражается в обновляемости и своевременности актуальной деятельности. Действительно, инженерные соревнования, в первую очередь Олимпиада КД НТИ, постоянно обновляют содержание. Олимпиада КД НТИ постоянно работает на фронтире, работает с передовыми исследовательскими институтами, рабочими группами, технологическими компаниями - с теми, кто определяет технологический фронтир. Задачи переднего края действительно актуальны. Задачи олимпиады постоянно меняются и модернизируются, реагируя на технологические вызовы, они к тому же превращаются в некоторую дорогу к решению задачи.
Глобальный рейтинг
Одной из особенностей образования в индустриальном обществе было то, что даже если оно отличалось, оно все равно закладывалось в норме своей одинаково. Оно должно быть одним и тем же везде в пределах государства, везде должны учить одинаково. Даже за пределами страны школы близки по формату, везде похожий набор учебных дисциплин. Поэтому, в какой-то момент исчезает или не возникает сравнение, кроме учащихся внутри класса. Если один ученик решает математику лучше других, то что? Как ученику понять, знает ли он математику лучше всех в мире, или нет?

Многие сталкиваются с такой ситуацией, когда переходят из одной школы в другую, особенно, если это переход из обычной школы в специализированную (лингвистическую или физико-математическую). Например, школьник переходит в лингвистическую школу в 10 классе, а там все говорят на двух-трех языках, и с 7 класса ездят в другие страны по обмену, а урок английского - это эссе "Как я провел каникулы в другой стране", которое надо доложить и устно обсудить. А школьник пришел из другой школы, где еще не совсем разобрались, сколько есть времен в немецком или английском, и не поняли, сколько же из них общеупотребительных. Или например, школьник пришел в физико-математическую школу и, несмотря на то, что он лучше всех решал задачи по математике в своем классе, в новой школе ему предлагают нанять репетитора, чтобы подтянуться. Дело в том, что соревнования между классами разных школ крайне нерелевантны. Единственный намек на релевантность есть в специализированном учебном заведении, в которое, чтобы поступить, необходимо пройти несколько этапов отбора. Такое учебное заведение может быть лучшее в городе, даже в стране, но это редкость. Мы говорим про массовую школу. В массовой школе у нас даже внутри на самом деле нет сравнения. Сравнение, по сути, есть только внутри класса. Даже если внутри школы существует сравнение, то оно абсолютно нерелевантно. Мы не знаем и не понимаем нашего реального уровня. И, как это ни грустно, это очень сильно уменьшает мотивацию школьника учиться.

Инженерные соревнования по сравнению с иными соревнованиями - это актуальный образ деятельности, окно в большой мир. Когда школьник выясняет, что он не только первый в своем классе, но и четырнадцатый в стране по программированию, то это совсем разный результат. А если четыреста сорок четвертый в стране, то это уже не одно и то же. Когда школьник видит свое положение в некотором глобальном рейтинге, в глобальном списке, у него возникает объективная картинка. Эта картинка возникает не только по отношению к классу, предметам, но и по отношению к более сложным областям знания, более сложным навыкам и по отношению, как минимум, к стране. В современном, достаточно глобальном мире, это супер важный навык, который тоже поздно формировать после ВУЗа, он не должен формироваться в 25 лет, он должен формироваться в 12 лет. Это качество очень важно.
Резюме
Первая ценность - это добровольность, это опыт реального выбора и изменения отношения к тому, что делает школьник, потому что это его выбор. Это первое ценностное предложение, которое Олимпиада КД НТИ может дать школьникам.

Вторая ценность - это формирование потребности и способа самостоятельного обучения. На чем учиться, как учиться - это все формируется через способность самостоятельного обучения.

Третья ценность - это включение в актуальную деятельность. Очень важная в современном мире история.

Четвертое - это соотнесение себя с другими в глобальном мире, в условном глобальном рейтинге по каким-то отдельным направлениям деятельности.

Это четыре вещи, которые сложно получить, если вы учитесь программированию в дистанционной школе, или в компьютерной школе, или если вы учитесь предметам в обычной школе, даже если вы учитесь в спортивной школе, потому что они закрывают не все эти вопросы. И это во многом уникальное ценностное предложение, которое инженерная олимпиада может дать сейчас школьникам. Но для того, чтобы оно стало школьнику доступно, предельно важно, чтобы сетевые кружки, образовательные программы на базе профилей, центры подготовки были как можно более широко распространены и получали свое место, в том числе, в базовом образовательном процессе как его часть. Это соотносится с одним из предыдущих роликов, в котором мы говорили про то, чего не хватает базовому образовательному процессу. Это то, что важно, чтобы было доступно. И предельно, как мне кажется, важный вопрос - насколько это будет доступно и какой части населения. В идеале, на мой взгляд, как минимум возможность выбора такой деятельности должна быть у всех. А будет выбирать её 5%, 10% или 15% - это уже отдельный разговор. Потенциальная возможность должна быть у как можно большего количества школьников, а значит и охват должен быть максимальный. И онлайном, и оффлайном, и другими формами. И как раз про формы и то, как делать сложные задачи на базе любого образовательного учреждения мы поговорим в одном из следующих эпизодов.
Спасибо! До следующего разговора.
Анонсы новых видео и материалов курса в телеграмм-канале
Future Edtech – Будущее образовательных технологий
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ:
По вопросам сотрудничества по направлениям ИЭС и ТБС обращайтесь на почту daria.tsivileva@polyus-nt.com

По вопросам сотрудничества с Олимпиадой НТИ на почту org@nti-contest.ru