ОНТИ. Инструкция по применению
Эпизод 2. Фундаментальные основания инженерных соревнований

ОНТИ. Инструкция по применению
Эпизод 2. Фундаментальные основания инженерных соревнований
Одним из важнейших процессов в школе является накопление и трата когнитивного ресурса в процессе жизни и обучения. Именно его балансу в современном образовании и посвящен сегодняшний разговор.
Просекин Михаил Юрьевич
кандидат физико-математических наук, член рабочей группы по Кружковому движению НТИ, руководитель регионального отделения по Восточной Сибири, соруководитель оргкомитета Олимпиада НТИ, научный руководитель двух профилей Олимпиады НТИ - «Беспроводные технологии связи» и «Интеллектуальные энергетические системы»
Когнитивный ресурс и его важность
Тема настоящего разговора посвящена тому, каких процессов не хватает в школе. Эта тема очень важна, потому как она дает понимание того, что школа может дать образованию детей, и чего не могут дать репетиторство и онлайн. Одним из важнейших процессов в школе является накопление и трата когнитивного ресурса в процессе жизни и обучения. Такой процесс может быть очень сильным, в определенной степени всеобщим, и точно никому не вредным, как никому не вредно учить английский, немецкий, математику и физику, но лежит в другой плоскости.

Что такое когнитивный ресурс? Можно поискать и увидеть довольно много разных трактовок, которые требуется доопределить в рамках данного разговора. Не всеобщее понятие, а доопределенное - это наша способность к мыслительным операциям, а также энергия и время, которое мы можем направить на эти операции. Это состояние, которое нам позволяет легко запоминать новые слова и новые грамматические конструкции, легко применять формулы и знания. То есть это то, что позволяет нам делать мыслительные операции, включая запоминание, усвоение, в том числе не только в обучении, но в творческой деятельности и проектировании. В первую очередь в контексте обучения - это то, что позволяет делать интеллектуальные операции, необходимые для обучения.
Когнитивный ресурс в школе прошлого века
Чтобы понять, о чем речь, надо сделать шаг назад и посмотреть на школу образца 1980 года, причем не важно, где она находится: в России, ФРГ, США или Сингапуре. Дело в том, что в то время 95% детей проводили часть времени на улице в любой стране мира, общаясь, играя друг с другом, бегая, прыгая, гоняли на велосипедах, катались на лыжах, играли в прятки, догонялки и войнушку, ходили в кино на дневной и вечерний сеансы. То есть дети постоянно взаимодействовали с большим сложным миром, который давал им самую разнообразную информацию, нагружал их органы чувств, заставлял это всё осмысливать, давал новые ощущения, ситуации и впечатления, новые социальные отношения, потому как мир состоит из большого количество очень разных по природе своей диапазонов, которые мало перетекают друг в друга. Кино и мороженое - это один диапазон, гонки на велосипедах - это другой диапазон, общественное признание, когда ты выступил на конкурсе чтецов - это третий диапазон. Если только кататься на велосипеде - когнитивный ресурс восполняется на 20%. А если кататься на велосипеде, ходить кино, выступать на конкурсе чтецов и ходить на борьбу, то он восполняется на 80% и даже на 100%.

В школе образца 1980 года выстраивались процессы потребления когнитивного ресурса, который учащийся накапливал во время всей остальной жизни: во время радостей, горестей, конфликтов, примирений, познание окружающего мира, в том числе и социального. Это связано с тем, что у учащегося есть тело, эмоции, телесные ощущения, эмоциональные ощущения, есть просто нейро-физиологические реакции на внешний мир, и он их накапливает в очень большом количестве. Школа была практически единственным источником получения знаний. Поэтому школа имела полное право потреблять этот когнитивный ресурс, выдавая на выходе знания.

Более того, доступность информации была намного ниже - не было доступности информации в один клик или один голосовой запрос (Siri или Алиса). С появлением клавиатуры доступность запроса стала совершенно другой. В 80-х годах не было доступных запросов для школьника, даже близко. Чтобы получить информацию, необходимо было идти в библиотеку, работать с каталогом - это давало море опыта и ощущений, даже если в библиотеку ходили не часто. Доступность информации была другая.

Восполнение когнитивного ресурса, кинестетического, телесного и других будем для простоты называть когнитивным, чтобы не запутаться. Соответственно, доступность этого ресурса так или иначе остаётся, и мы можем его преобразовывать. Когда мы этот ресурс преобразуем, то это за счёт того, что мы даём информацию, которой нет в другом месте, или она труднодоступна. В школе была некая дисциплина и была востребованность знаний на выходе. Получение знаний за пределами школы был более дорогим способом, чем в школе. То, что дети получали в школе - дёшево: эмоционально, по времени, интеллектуально, финансово. Знания, полученные в школе, так или иначе были востребованы, потому что школа как система подготовки к жизни работала, жизнь развивалась динамично, прогресс был более-менее устойчив, и примерно понятно, как туда можно встроиться. Да, ученику было понятно, что 80% из того, что ему рассказывают, как бы бесполезно - это неправда, это общеизвестный миф. И социализация, и представление о том, что Земля круглая, и понимание, как взаимодействуют щелочь, кислоты и соли и многое другое, что узнавали дети в школе - это всё формировало хоть какую-то востребованность.
Школа может проиграть YouTube
В настоящее время у детей, по большому счету, исчезли две опоры. Первая - это опора, связанная с доступностью и недоступностью знания. Знание за пределами школы стало доступнее, чем в школе, хотя бы потому, что на уроке нельзя пользоваться смартфоном. Вторая, и это намного серьезнее, - уменьшилось количество времени, которое дети проводят во дворе, уменьшилось освоение мира, уменьшилось накопление кинестетического телесного ресурса. Если это всё уменьшилось, то у детей уменьшилась когнитивная способность восполнять ежедневный когнитивный ресурс. Приходя в школу, дети просто физически и, если хотите, нейро-физиологически имеют меньшую способность сидеть за партой. Это не дети плохие, это образ жизни у них поменялся таким образом, что их способность сидеть за партой нейро-физиологически уменьшилась, а школа по модели своей, как была потребителем этого ресурса, так и осталась. А большинство детей теперь этот ресурс тратят в компьютерных играх, в переписке в мессенджерах с друзьями и одноклассниками, в просмотре новостной ленты. Младшие школьники да и дошкольники - массовые потребители стримов YouTube и TikTok. В этом смысле мы получаем совершенно другое поколение с совершенно другим образом жизни, который приводит к тому, что школа не может больше оставаться потребителем когнитивного ресурса, и это предельно важно понять.

Если школа останется потребителем когнитивного ресурса, то она действительно будет бороться даже не с онлайн-образованием, а с TikTok и YouTube, дискордом, играми, с перепиской в мессенджере и с попытками себя "зааватарить" в социальных сетях или где-то еще. Школа будет бороться со всем, что захватывает умы детей, и... проиграет, потому что эти системы намного лучше заточены, потому что в них вложены миллиарды долларов, и они невероятно мощные системы, потому что они направлены на потребление когнитивных ресурсов человека - максимально изъять его.
Школа, как источник когнитивного ресурса
Онлайн-образование, кстати, тоже потребитель когнитивного ресурса, только яркий и сочный в отличие от системы образования и школы. Поэтому самый важный даже фундаментальный вывод, который можно сделать в ходе этой части нашего разговора, школа должна стать из потребителя когнитивного ресурса ученика источником когнитивного ресурса. Потому что в таком случае возникает пространство, где школы и онлайн-обучение могут не конкурировать, а взаимодействовать между собой. Это сложный эволюционный путь, обе системы должны измениться, методологии должны развиться и подстроиться друг под друга. Но то, что возникает такое пространство, это абсолютно принципиальная история.

Вторая важна история - это то, что школа, должна стать тем пространством, в котором формируется самостоятельная способность к обучению. Что в младшей школе, что в средней школе должен иметь место гибрид между онлайн и очным обучением. Школа должна стать не только источником когнитивного ресурса, но и пространством формирования самостоятельности обучения. Это совершенно другая задача, чем та, что стоит перед школой сейчас. Потому что эта самостоятельность обучения должна проявляться в других формах, другими инструментами формироваться и в другую сторону быть направлена.

И, наконец, последняя важная вещь, которая из этого следует: репетитор решает задачу локальной актуальности, потому что для ученика актуально что-то подтянуть до какого-то уровня. Онлайн-обучение отвечает за актуальные знания. Оно говорит: "Это знание сейчас актуально, и актуальность моих знаний не более 3-х месяцев, я очень быстро обновляюсь, работаю сразу на миллион человек или больше". Но это всё информация, которая не работает, не включает человека в актуальную деятельность. В пределе школа также должна включать учащегося в активную деятельность. Такая деятельность может быть учебной, соревновательной, исследовательской, но не самостоятельной, а как часть большого исследования. Активная деятельность может быть связана с изменением облика самой школы, где достаточно просто по-другому организовать пространство. Но эта потребность в актуальной деятельности есть то, что школа может предложить.
Выводы
Итого, на выходе есть три базовых тезиса, которые критически важны и требуют серьезной перестройки. Повторим их еще раз, несмотря на то, что это серьезное требование, примерно понято, как начинать его делать, и как двигаться в эту сторону. Это основание для того, чтобы вводить в школу и в дополнительное образование другие форматы.

Первое и, может быть, самое фундаментальное: школа - это не потребитель, а источник когнитивного ресурса ученика. Это принципиальная позиция, которая для нас важна, и важна в силу той ситуации, которая сложилась, и тех трендов, которые сейчас существуют.

Второе: школа формирует способность к самостоятельному обучению и, в том числе, к самостоятельному онлайн-обучению. Это тезис, который связан как с экономическими причинами, так и с доступностью знания. Это понятная задача, которую школа может решать, для которой надо перестраивать образовательный процесс (что вполне возможно реализовать).

И третье: школа - это портал, точка включения, начало актуальной деятельности. Если учащиеся в школе не включаются в актуальную деятельность, во что-то, что могут увидеть как результат, как продукт, как победу в соревновании, если в школе они будут как пассивные наблюдатели, то школа проиграет другим системам. Преимущество школы в том, что она может осуществить эти три изменения внутри себя, и тогда школа может и должна по большому счету выйти в новое пространство.
Спасибо! До следующего разговора.
Анонсы новых видео и материалов курса в телеграмм-канале
Future Edtech – Будущее образовательных технологий
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ:
По вопросам сотрудничества по направлениям ИЭС и ТБС обращайтесь на почту daria.tsivileva@polyus-nt.com

По вопросам сотрудничества с Олимпиадой НТИ на почту org@nti-contest.ru