ОНТИ. Инструкция по применению
Эпизод 1. Сцилла и Харибда
ОНТИ. Инструкция по применению
Эпизод 1. Сцилла и Харибда
Когда весь мир охватила пандемия, в следствие чего большинство детей оказалось на обучении дома, проблема образования детей стала очень большой и понятной, при этом вскрылось много процессов, которые долго оставались за закрытыми дверьми.
Просекин Михаил Юрьевич
кандидат физико-математических наук, член рабочей группы по Кружковому движению НТИ, руководитель регионального отделения по Восточной Сибири, соруководитель оргкомитета Олимпиада НТИ, научный руководитель двух профилей Олимпиады НТИ - «Беспроводные технологии связи» и «Интеллектуальные энергетические системы»
«Сцилла и Харибда»
Сегодня мы начинаем первый разговор из цикла "Олимпиада НТИ: инструкция по применению". И тема настоящего разговора - состояние современной школы, состояние современного дополнительного образования и попытка разобраться с тем, какие факторы наиболее сильно влияют на ситуацию в современном образовании детей.

Когда весь мир охватила пандемия, в следствие чего большинство детей оказалось на обучении дома, проблема образования детей стала очень большой и понятной, при этом вскрылось много процессов, которые долго оставались за закрытыми дверьми. Чем можно охарактеризовать ситуацию? Что является ключевой проблемной ситуацией в том, о чём мы сейчас говорим?

Начнем с образного описания и вспомним классический древнегреческий миф о Сцилле и Харибде, когда мореплаватели оказываются, с одной стороны в водовороте с чудовищем, а с другой стороны - скала с чудовищем. В какой ситуации оказалась сейчас традиционная школа и дополнительное образование? Прежде всего стали видны те элементы, которые показывают неэффективность системы, те элементы, которые показывают, что некоторые процессы идут крайне неоптимально, или достаточно неэффективно. Не потому, что их стали делать хуже, а потому, что мир меняется. Возрастное состояние, антропологическое состояние, психологическое состояние, привычки и потребности детей меняются не на уровне базовых, а на уровне именно того, что касается обучения, образа жизни, способа воспринимать информацию. Эти изменения и поставили в школу сейчас между Сциллой и Харибдой.
Репетиторство и онлайн обучение
Для современной школы Сциллой и Харибдой стали репетиторство и онлайн-обучение. С одной стороны – репетиторство, взлет спроса на которое произошёл с закрытием школ в период пандемии, и этот спрос оказался огромным. Мало того, что он привел к усилению «вымывания» хороших преподавателей из школы, потому как в случае репетиторства нагрузка меньше, а зарплата обычно выше. Он ещё и показал в существенной части школ некоторый рост недоверия к качеству школьного образования и к самому подходу в школьном образовании как классно-урочной системе, где существуют школьные предметы, которые изучались 50 и даже 100 лет назад.

Это достаточно большая сдвижка, потому что репетиторство - это то, что не может дать, и не должна давать школа. Оно дает индивидуальный контакт, персональное внимание, возможность поработать с ребёнком напрямую, уделить внимание именно тому, что не понял ребенок. При этом есть два принципиальных ограничения. Первое: репетиторство - это очень дорогое обучение по сравнению с классно-урочной системой. Второе: репетиторство отчасти подменяет мотивацию ребенка, потому как репетиторство - это внешняя система мотивации. Есть расхожие мифы о ценности репетиторства: оно лучше, потому что за него платят, и,когда со школьником работают один на один, то проще работать как минимум с предметным знанием. И так,репетиторство имеет ограничения по стоимости и доступности. С другой стороны, репетиторство имеет ограничение и в том, что, в первую очередь, это подтягивание и усиление вдоль существующего. Так каквнутри системы репетиторства очень сложно предполагать что-то новое, оно всегда есть система сопровождения и компенсации существующей школьной системы. Высокая стоимость и отсутствие нового - это два принципиальных ограничения репетиторства.

С другой стороны, есть прямо противоположный берег, противоположный тренд - это онлайн-образование, которое явно дешевле, чем школьное образование, при условии, что решен вопрос с инфраструктурой. Для организации обучения онлайн должна быть реализована концепция один ученик - один компьютер, интернет, наличие персональной камеры, наушников, а ещё желательны отсутствие отвлекающих факторов и отдельнаякомната в квартире. И вот все это - самая сложная часть массового внедрения онлайна. Действительно, два ребёнка в одной комнате, наверное, могут заниматься, но эффективность уже начинает падать. У каждого должен быть свой компьютер или планшет, но не каждая семья может себе это позволить. Такое ограничение потенциально преодолеваемо, если онлайн-образование является социальным стандартом. В реальности, трудности, с которыми столкнулись школьники и их родители в период пандемии, огромны. Все родители, которые работали дома с двумя и более детьми могут подтвердить, что организовать такой процесс реально сложно и детям, и родителям, и преподавателям. Поэтому онлайн-обучение, с одной стороны востребовано и притягательно своей красочностью и яркостью, скоростью обновления учебного материала, но с другой стороны поджимает ценой и несовершенством инфраструктуры, теоретической направленностью и слабой практикой. Конечно, при обучении в онлайн можно сделать и что-то близкое к практическому, но пока в основном это теоретические занятия. Современная система онлайн-образования не совершенна, но она точно будет занимать значительное место в образовании, будет повышаться доступность качественной информации, но качественная информация не есть качественное обучение, не есть качественное знание. И это - второе ограничение.
Классно-урочная система
Первый большой тезис посвящен классно-урочной системе. Ситуацию, связанную со школой и вообще средним общим образованием в период пандемии, следует рассматривать только в привязке к школе как социальному институту, который составляют и репетиторство, и дополнительное образование, и предметное образование в области математики, иностранного языка, информатики, физики и других предметов, и, конечно, в связке с онлайн-обучением. Именно в этом поле возникает набор разных точек зрения в отношении классно-урочной системы. Сторонники классно-урочной системы говорят, что ни в коем случае нельзя рушить классно-урочную систему, она нужна, она решает ряд важных в образовании задач. Действительно, классно-урочная система решает задачи: организации обучения детей; равные социальные условий для детей, получающих образование; освобождение времени родителей и др. Вопрос, решает ли классно-урочная система задачу максимально эффективного донесения и усвоения знаний – на современном этапе похоже, нет. Тем не менее тезис, зачем нужна классно-урочная система, понятен. Противники классно-урочной системы, опираясь на возможности при организации онлайн-обучения, говорят о том, что классно-урочная системы вообще не нужна, потому что все работают с разной скоростью, имеют собственную скорость усвоения содержания,обратной связи и т.д.. Это тоже совершенно понятный тезис.

Также понятен тезис, когда родители говорят о том, что с помощью интернета сами способны организовать обучение ребенка: изучать с ним понятные родителям темы, а там, где сложно - нанять репетитора, который дает личный контакт, живое участие и сопровождение, даже если это онлайн-репетитор, важно, чтобы ребёнок прошёл материал качественно.

Этот набор позиций и точек зрения в отношении классно-урочной системы задает проблемную ситуацию. Заключается она в том, что классно-урочная система с одной стороны себя изжила, с другой - во многом востребована и в основном по социальным причинам.

Мы не можем согласиться с тем, что все могут учиться только в логике репетиторов: по экономическим причинам, по причинам количества репетиторов, по причинами необходимости социального общения детей. Эта точка зрения не может победить полностью. Она может быть одной из, но не может быть абсолютной.
Спасет ли нас онлайн?
Очень сложно согласиться и с тем, что онлайн-образование может быть тотальным в настоящее время. Этот тезис требует большего обоснования. Может ли существовать чистый онлайн, т.е. когда практическиотсутствует очное обучение? Предположим, что может, и по большому счёту для онлайн-обучения не так важно, где находится обучающийся и с какого устройства учится. Для того, чтобы чисто онлайн-обучение былоэффективным, нужны более эффективные, чем классно-урочная система или набор репетиторов, два условия, которые оба должны быть выполнены. Если ребенок склонен к аутичным проявлениям, то для него действительно может оказаться онлайн-обучение более эффективным, т.к. для него не существует эффективных очных форматов из-за трудностей с коммуникацией. Но это не является нормой для большинства. Как сделать так, чтобы для всех онлайн-обучение было эффективным? Во-первых, в онлайн-обучении надо уметь учиться самостоятельно, и это очень важно! Во-вторых, в онлайн-обучении надо уметь рефлексировать знание, которое получено самостоятельно! Это значит, что надо уметь проверять себя: «Правда ли я это усвоил или нет?», «Я только фразу воспроизвел из учебника, или я могу решить пример, или я могу перенести метод решения на подобную задачу?» Это отдельные, сложные навыки, которым тоже надо учиться. Такие навыки очень плохо формируются онлайн. Такие навыки необходимо сформировать до того, как учащиеся стали учиться тотально онлайн.

При обучении онлайн есть видимость очень свободного расписания - на самом деле расписание очень жёсткое. Можно в любом порядке в течение недели проходить предложенные занятия, но требуется мощная самоорганизация и планирование. Если назначена консультация онлайн, то нет вариантов передоговориться с преподавателем, чтобы перенести ее. Поэтому, учиться онлайн - это способность работать с более жестким расписанием. И, наконец, критический ресурс - это пространство для занятий, отсутствие которого сильнонедооценивается. Если мы возьмем даже обычную школу, то увидим, что там множество классов, в которых помещается по 30 человек. Это абсолютно не годное для онлайн-обучения помещение.
Мы не готовы
Как бы ни был заманчив и притягателен онлайн своими перспективами и возможностями в настоящее время в 2020 году мы не готовы полностью перейти на онлайн-обучение, и даже частично или совсем не готовы, по крайней мере, в больших количествах. Мы не готовы методически - методики обучения онлайн требуют очень высокого уровня у самих обучающихся. Легко и приятно учить того, кто умеет учиться. А как учить того, кто не умеет учиться? Мы не очень готовы методологически - мы не готовы связать онлайн с другими системами обучения. Мы не очень готовы антропологически - мы не понимаем как подготовить человека к такому обучению, потому что это игра в долгую и этим надо специально заниматься. И мы не готовы урбанистически -ни наши квартиры, ни наши школы не готовы к тому, чтобы перейти на чистый онлайн.

Понятно, почему идёт спрос на репетиторство, и за счёт чего он растёт. Это передача функции преподавателя, воспитателя и наставника, который формирует не только знания, но и мягкие навыки (связанные с дисциплиной, аккуратностью и т.д.), репетитору, который помогает пройти сложный вопрос. Понятно, за счет чего будет расти онлайн: за счет дешевизны, за счёт актуальности, за счёт обновляемости. Рост этих двух систем, в сравнении с обычной школой, будет приводить к двум важным эффектам.

Во-первых, школа будет оказываться ещё сильнее зажатой между двумя этими институтами. И, к сожалению, роль школы для обучения детей наиболее материально-обеспеченных родителей будет падать, т.к. они будут активно задействовать эти две системы для образования своих детей - максимально их настраивать на максимальный результат, что ведет к довольно приличному росту неравенства.

Во-вторых, мы понимаем, что эти две системы не являются самостоятельными. Репетиторство - это система компенсации того, что плохо работает в школе, а может быть и того, что недостаточно хорошо работает прионлайн-обучении. Онлайн-образование само по себе требует другой антропологии, другой урбанистики. В этом смысле оно тоже не самодостаточно. Поэтому школа, с одной стороны находится под перекрестным огнем, под очень мощным давлением, в состоянии, когда теряет часть своего влияния, часть своего социального поля. Но при этом у школы по-прежнему остается очень значимая социальная функция, и важно понять, как она эту социальную функцию может продолжать выполнять, удерживать, и как она может эту социальную функцию изменить.
Плохой и хороший сценарии
Мы видим два сценария.

Плохой сценарий - это когда школа говорит: «Я буду игнорировать репетиторов и онлайн». Тогда школа станет местом для тех, кто недостаточно организован, чтобы учиться онлайн, и недостаточно богат, чтобы заниматься с репетиторами. Это самый плохой из возможных сценариев, потому что мы получим рост социального неравенства, падение значимости школы, снижение социализации и для тех, кто в школу ходит, и для тех, кто в школу не ходит. Очень важно по этому сценарию не пойти.

Есть другой сценарий, когда школа поднимает забрало и принимает вызов. Она говорит: «Да, я понимаю, что репетиторы эффективнее, но они дороги. Репетиторы работают эффективнее не во всем, а в том, где я, школа, не очень справляюсь. Но я имею механизмы давать новое, а репетиторы не умеют. А я институт, который много позволяет работать с подготовкой, с пространством, с антропологией, с качествами человека, без которых не будет эффективности в обучении онлайн, а сам учащийся не будет эффективен в деятельности и в социуме». Вот это ровно противоположная постановка задачи. Но чтобы школа действительно могла конкурентно противостоять необходимы очень серьезные изменения.

Школа - это достаточно инерционный социальный институт. Поэтому, когда мы говорим об олимпиаде НТИ в школе или в дополнительном образовании сейчас, как о наборе сетевых кружков, как о наборе образовательных программ, как о центрах подготовки к Олимпиаде, мы говорим об одном из инструментов достаточно серьезного, но при этом достаточно локального изменения процесса в школе, который учитывает всю сложность сложившейся ситуации.

Какой станет школа во многом связан с тем, какую она примет позицию: меняться или оставаться прежней. И если меняться, то одно из направлений развития (не единственное) - это то, чему посвящен наш длинный разговор. Это то, почему образовательные программы на базе профиля олимпиады НТИ дают изменения.
Спасибо! До следующего разговора.
Анонсы новых видео и материалов курса в телеграмм-канале
Future Edtech – Будущее образовательных технологий
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ:
По вопросам сотрудничества по направлениям ИЭС и ТБС обращайтесь на почту daria.tsivileva@polyus-nt.com

По вопросам сотрудничества с Олимпиадой НТИ на почту org@nti-contest.ru